RSS
people

Дети—цветы жизни? Прополка и удобрение. II часть

ocX63kWEWcAСегодня я бы хотела поговорить о том, что следует пресекать родителям в своем поведении. Дети все понимают и порой даже лучше чем мы, взрослые. Но именно мы, взрослые, в своей спешке, занятости, усталости формируем у ребенка неправильную линию поведения и картину мира. А именно:


1. Исполнение большинства желаний ребенка. Кажется, что это такая понятная всем вещь – если ребенку давать все что он хочет, то он будет капризным, перестанет видеть ценность каких-либо событий, вещей, явлений. Но как видно на практике одно дело знать это, а другое дело — применять. Есть такие дети, и, к сожалению, их не так уж и мало, которые не хотят делиться, говорят только о себе (и порой без остановки), не понимают того, что деньги у родителей не резиновые. Очень часто это встречается у детей из неполных семейных или в семьях, где ребенок один единственный.
Про небесконечные деньги дети, кстати говоря, понимают очень быстро (если случай не запущенный). Они даже сами начинают спрашивать у родителей «Мама купи мне…. (задумывается и продолжает) А у нас есть лишние денежки на это?»
Только не стоит впадать в крайность и говорить ребенку: « У нас мало денег, и я не могу тебе всегда все покупать. Вот у меня нет ни одного нового платья, а ты тут все попрошайничаешь шоколадку…» вариантов таких фраз вижу и слышу очень много, а потом у ребенка формируется комплекс, что именно из-за него у родителей нет денег и тп, и в дальнейшей жизни у ребенка может неправильно сформироваться умение грамотно тратить заработанные деньги. Вариантов развития дальнейших последствий такого неграмотного объяснения родителей очень много, но мы сейчас о другом.
Небольшая история (их в принципе несколько, но исход у них один): одна мама души не чаяла  своем сыне и всё что он не сделает — он всегда лапочка, пупсик и тп. Мальчик вырос, ему уже примерно 20 лет и теперь мама сама признается, что он неуправляем. В одном случае парень живет один не вылезает из-за компа, редко выходит в магазин за едой, на работу его устраивали — он ее просто прогуливает потому как игра ему дороже, чем что-либо вообще. А второй живет с мамой, вроде дома себя ведет прилично, но очень неприятный и не воспитанный в общении с другими людьми.

 

2. Не покупайте детям в 1-2 классе айфоны, планшеты и прочие гаджеты.

H-mP-0OaYpMОни им не нужны. Все что нужно в современном мире ребенку младшей школы — это простой телефон, который позволяет связываться родителям и ребенку в любой момент, особенно в большом городе. Пример из моей педагогической практики: под новый год мы с ребятами 2-го класса участвовали в конкурсе «Письмо Деду Морозу». Письма Дедушке красиво оформили и начали писать. А вот с написанием оказались большие проблемы: все писали дедушке Морозу, чтобы они хотели получить в подарок (это нормально для ребенка), но вот то, что они хотели в подарок…это вызвало у меня легкий шок. Дети просили планшеты и прочие гаджеты! Зачем им это? Они на них работают? Они на них играют без остановки, они даже гулять с ними идут и играют с друзьями в эти гаджеты на улицах. Вот и весь смысл. А когда 2 ребенка написали, что они хотят пони, а другой домашнюю крысу, я была несказанно рада! Дети забыли, точнее не знают таких радостей, как: очень хотеть и получить в подарок котенка, щенка, плюшевого мишку, куклу, или хотя бы какого-нибудь робота. А потом я решила повернуть их мысли несколько в другую сторону – «Ребята, вот все пишут дедушке Морозу и просят что-нибудь им подарить. А может он тоже хочет, чтобы ему что-нибудь подарили? Давайте спросим у него, что он хочет в подарок, сколько ему лет…  Они так радовались, что они такие замечательные и заботятся о дедушке Морозе, а не только подарки просят. Ну, а выводы из этого всего делайте сами.

 

3. Следите за тем, как вы общаетесь с детьми: очень странная тенденция в общеобразовательных учреждениях — кричать на детей. Вот все ругают учителей, что они кричат. Но побывав в их шкуре (я не оправдываю учителей), я понимаю, почему они кричат. Потому что ни что другое не срабатывает. Я даже не говорю о том, как порой учителей доводят и учителя вылетают из класса со слезами. Я говорю об обычном уроке, где нужно держать дисциплину в течение всего урока.

SzssV76QRvk

Есть 3 вида детей в школе: первые  разговаривают в основном криком и визгом, а вторые не реагируют ни на что кроме крика, третьи — не воспринимают крика и зажимают уши и тп (но это исключение).
Первая группа детей неуправляемы, они не такая уж и редкость – они воспринимают только крик и перекрикивание, просто потому что им родители разрешали так вести себя дома и сами управляются с ними только с помощью крика. Мало того, что они сами такие дерганные, так он еще и других детей заводят и учитель получает целую группу орущих детей. Звоню однажды в такую семью, чтобы обсудить с родителями технические вопросы. В этой семье 3-ое таких вот детей, поднимает трубку мама и я слышу на заднем фоне как дети бесятся (все дети бесятся время от времени, но как показала практика – в данной семье это носит регулярный характер) и мама просит не вешать трубку и минутку на то, чтобы успокоить детей. У мамы это получается с попытки 3-4: сначала она просит каждого вести себя потише, чтобы поговорить по телефону, ни на одного ребенка это не действует и они продолжают в том же режиме, но когда она закричала – воцарилась полная тишина… И я поняла причину поведения детей на занятиях — они пытались полгода установить на моих занятиях такую же обстановку.

Перепробовав много методов, я поняла: альтернативные нестандартные методы привлечения внимания работают, но ненадолго и их нужно постоянно выдумывать новые, т.к. дети быстро понимают фишку этих методов и все равно ведут  негласную «войну» с педагогом по установлению нужной им дисциплины на занятии, либо крик, либо удаление с занятия. Если в дополнительном образовании все несколько проще — мы можем позволить себе какие-то более мягкие рамки ведения занятия, и методы работы с дисциплиной тоже более разнообразные, но в школе с этим сложнее, поэтому чаще всего срабатывает только метод крика.
Вторая группа детей вполне управляемы, если их «заводят» дети из 1-ой группы. Они очень восприимчивы к альтернативным методам наведения дисциплины, особенно если педагог харизматичная или неординарная личность. По своей неопытности в начале своего педагогического пути я тоже часто прибегала к  крику — мне это очень не нравилось, мне самой не хорошо от того, что я кричу, но я не понимала тогда, что же мне делать. И однажды я спросила подростков «Почему на вас покричишь и все сразу нормально становиться? Разве вам нравится, когда вас кричат?», и получила неожиданный, но вполнее ожидаемый ответ «А мы привыкли. В школе кричат, дома кричат». Вот и все. По-моему все предельно ясно.

Стоит ли ругаться на учителей, если мы сами дома кричим и учим этому же детей? Кстати, зачастую конфликтную ситуацию дети решают криками, а почему? Честно, устаешь объяснять им, что все можно решить без крика и обзывок — на некоторое время это срабатывает, но если они видят, что большинство взрослых решают конфликты криками-то усилия по мирным переговорам тщетны.
4. Не говорите детям, что они дураки и руки у них не из того места растут. Вы не представляете, сколько детей приходит в кружки, а зачастую бояться (хотят, но боятся) идти в кружки потому что руки не оттуда растут и у них не получится. А кто им это внушил?

Wu3jvJwQz6sДа, работы детей не такие аккуратные как у взрослых — а вы что хотели, вы тоже такими же были когда были маленькими. И чашку мамину любимую разбивали, когда хотели сделать ей приятное и помыть посуду. Чем больше вы будете поручать ребенку какие-то небольшие дела — тем ответственнее, аккуратнее будет ребенок, с каждым разом у него будет получаться все лучше. И не стоит говорить, что мне твоя помощь не нужна (ты разобьешь, я быстрее сделаю и тп, когда ребенок хочет проявить инициативу: 10 раз откажитесь и все – у ребенка сформируется стойкое не желание помогать, маме ведь этого не нужно.

Если вы делаете пирожки — дайте ребенку кусочек тесто, выделите ему немного место — и ребенок при деле и вам не мешает, пусть лепит свой пирожок, кривенький или еще какой, но он приучается к помощи, к инициативе, к творчеству. А вообще и маме удобно и ребенку интересно следующее: почти всё, что делает мама или папа, пусть делает и ребенок. У него формируется правильная модель самостоятельного поведения, он будет намного более развит по сравнению с другими детьми.
Есть одна замечательная история: одна моя знакомая с начальных классов приучала сына к помощи по дому. Она ему говорила: Смотри какой папа сильный, хочешь быть таким? Хочешь маме и папе помочь?» Конечно, ребенок ответит, что он хочет. И тогда мама брала сына с собой, когда ходила за водой и за дровами (жили они в деревянном неблагоустроенном доме) и сначала маленький ребенок носил воду в маленькой майонезной баночке и небольшой кусочек полешки. Затем майонезная баночка превратилась в майонезное ведерко и размер полешки увеличился. В последствии у этой женщины не было проблем в помощи по дому от сына, а её соседи, которые говорили ей – зачем  она «мучает» ребенка, пусть ребенок играет, отдыхает, наработается еще, постоянно жаловались на своих детей, что они ничего по дому не делают и их ничем не заставить.

 

4ii6sS3MtNQ5. Последнее о чем хотелось бы сказать в этой части статьи: не спускайте с рук ребенку беспорядок и сами не забывайте убирать за собой. Поголовно дети, приходящие на занятия (и не у меня одной) не понимают, зачем убирать за собой рабочий стол, ведь руководитель, родители, бабушки и дедушки постоянно делают это за них. И мы целый учебный год учимся убирать за собой. Казалось бы что тут сложного — устойчивую привычку убирать за собой можно воспитать за пару месяцев постоянного посещения кружка, но вся загвоздка в том, что дома дети продолжают не убирать за собой. Разве вам самим не будет приятно и не будет намного проще, когда ребенок сам за собой убирает или убирает с вашей помощью? А когда их у вас несколько и за каждым нужно не по 1 разу в день убирать? Сколько времени теряется впустую – посчитали? То-то и оно.
К моему, сожалению, на этой грустной ноте наш сегодняшний разговор заканчивается. Но меня радует то, что в следующей статье мы с вами будем говорить о том, что именно стоит делать родителям, какое поведение ребенка поощрять.
Дорогие читатели, у вас наверняка найдется пара-тройка советов, чего нужно избегать родителям в совоем поведении — поделитесь, пожалуйста, с нами.

Хюрри Светлана.

 

 


Понравилась статья? Поделитесь ею в соц. сетях!

Комментарии:

Комментариев к записи: Один комментарий

  1. Мария:

    Светлана, спасибо Вам за статью!

    Пусть для кого-то эти вещи очевидны, но иногда очень полезно очевидное проговорить и повторить с тем, чтобы оно успешно воплощалось в жизнь.

    А тем, кто читает, задуматься, потому что мы очень часто не замечаем за собой вот эти губительные «мелочи»...

Оставить комментарий

=) :( ;) :P :-D =-O :-* *OK* *NO* *BRAVO* *IN LOVE* :-[